Home » ПРОЕКТЫ

Социологический опрос

Открытый социально — образовательный портал

Календарь

Январь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  

 

 

jto9f35sL4SicRC

irooo

i

riac

www.omsk.edu.ru

579

 

logo

Рубрики

ПРОЕКТЫ

Дизайн-проект «Эко огород «У бабушки Лукерьи»

У ворот шумит народ.
Где тут необычный огород?
Говорят, что там растѐт
И цветочная рассада,
И салатик, и лучок.
Смотрят все на огород,
И уходят, открыв рот.

Трудолюбие и способность к труду не даются от природы, а воспитываются с раннего детства. Вне труда невозможно эстетическое, нравственное, физическое и полноценное умственное развитие. Поэтому во все времена главной заботой народов являлось воспитание трудом.

В современных условиях воспитание трудолюбивой личности, стремящейся к самоопределению и самореализации, особенно актуально, так же влияние окружающего мира на развитие ребѐнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления происходящие в природе привлекают детей красотой, разнообразием. Наблюдая за ними, ребѐнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребѐнок познаѐт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребѐнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. В рамках трудового воспитания процесс знакомства с окружающим должен быть направлен на приобретение ребѐнком навыка истолкования своего опыта. Достигается это тем, что во время выполнения трудовых поручений дети учатся использовать полученные знания на практике, а решение проблемных творческих задач является основным способом осмысления мира. Не менее важным представляется создание развивающей экологической среды, которая при правильном еѐ устройстве и использовании в совместной с детьми деятельности может служить средством трудового воспитания.

В настоящее время в системе дошкольного образования выделяется ещѐ один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира — эксперимент, занявший прочное место в работе с детьми в дошкольных учреждениях. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской
деятельности детей. Так, в процессе экспериментирования воспитанники получают представление о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношения с другими объектами и средой обитания. Кроме того, экспериментальная деятельность способствует обогащению памяти ребѐнка, активизации мыслительных процессов, так как у него возникает необходимость осваивать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.

Как правило, планируя работу с воспитанниками на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования, реализуемой в МБДОУ, педагоги недостаточно уделяли внимание трудовому воспитанию в целом, выяснилось, что не все педагоги отражают и, соответственно, отслеживают уровень трудолюбия каждого ребѐнка. Серьѐзным недостатком в работе являлось неэффективность взаимодействия педагогов с родителями, пассивность последних в процессе воспитания трудолюбия у детей. Необходимо было скорректировать деятельность воспитателей, обратив их внимание не только на воспитание трудолюбивых, нравственных, любящих родное село и готовых к преобразованию родного края дошкольников, но и вовлечение родителей в этот процесс.

Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять и в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне. Так же воспитанникам можно предложить дома тоже посадить некоторые культуры и наблюдать за их ростом.

Углубленному изучению выявленной проблемы способствовали заинтересованность педагогического коллектива и согласие родителей воспитанников МБДОУ оказывать поддержку в решении поставленных задач. Результатом объединения усилий всех участников образовательного процесса стала разработка дизайн — проекта «Эко огород «У бабушки Лукерьи».

Цель: создание личностно ориентированной, творчески развивающей образовательной среды, способствующей формированию у воспитателя нового педагогического мышления, направленного на развитие элементарных естественно — научных представлений и экологической культуры детей, формирование партнѐрской деятельности взрослого с детьми, где дети получают возможность проявить собственную исследовательскую активность.

Задачи:

  • Создание мотивации для разработки воспитателями методического материала по трудовому воспитанию (конспектов образовательной деятельности, сценариев праздников, консультаций и рекомендаций для родителей);
  • Повышение компетентности педагогов в новых подходах к воспитанию у детей трудолюбия, гражданственности, любви к окружающей природе;
  • Организация эффективной совместной деятельности педагогов, воспитанников и родителей на основе принципов сотрудничества, партнѐрства и взаимоуважения;
  • Создание на участке МБДОУ «Эко огорода «У бабушки Лукерьи».

Дизайн-проект построен на следующих воспитательных подходах:

  • личностно ориентированный,
  • личностно деятельный,
  • личностно компетентный.

Личностно ориентированный подход (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, Ю.И.Турчанинова, И.С. Якиманская) предусматривает равноправные позиции взрослого и ребѐнка в процессе труда, предоставляет свободу
выбора деятельности и инициативы; исключает отрицательные оценки деятельности детей и взрослых, создаѐт для всех участников ситуации успеха.

Основной идеей деятельного подхода (А.Н.Леонтьев, А.А. Леотьев) является постулат: ребѐнок активный строитель собственной жизни, а педагогика должна помочь ему стать самим собой. С этой точки зрения воспитание рассматривается как взаимодействие ребѐнка и взрослого. Главный же педагогический закон, на который ориентируются педагога детского сада: воспитывать- значит организовывать деятельность детей, стимулировать их активность, Доверие, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению, вера в ребѐнка — основа нашей воспитательной системы.

Компетентный подход (А.В.Хуторской) преследует цель научить жить в непростом реальном мире, выполняя практические задания. Необходимо формировать у дошкольника умение — планировать и выполнять поручения, желание помогать взрослым, проявлять творчество, самостоятельность, понимать ценностность труда, ответственность.

Сочетание вышеназванных воспитательных подходов, опытно — экспериментальной и исследовательской деятельности способствует повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса, в чѐм
и заключается инновационность дизайн — проекта. Для соблюдения сформулированных целей и задач важно так же соблюдать следующие принципы воспитания, обеспечивающие последовательность деятельности:

  • Интерактивность — предполагает повышение активности педагога в профессиональной деятельности;
  • Проективность — развитие профессионального самосознания, утверждение позиции педагога в деятельности. Современный педагог должен владеть навыками творческого решения практических задач, уметь выдвигать и реализовывать свои идеи;
  • Рефлексивность — осмысление педагогом собственного педагогического опыта, воспитательной деятельности;
  • Непрерывность и системность — целенаправленное взаимосвязанное сбалансированное взаимодействие всех направлений воспитательно — образовательного процесса.

Реализация дизайн — проекта предполагает тесное сотрудничество педагогов, детей и родителей, их взаимную заинтересованность в результатах и активное участие в проектной деятельности.

Работа над дизайн — проектом проводилась по следующим направлениям:

  • Культурно-просветительская деятельность: просвещение социума о деятельности детского сада, организация работы с семьями воспитанников;
  • Инновационно — созидательная деятельность: занятие педагогами и родителями субъективной позиции, внесение в окружающую среду нового элемента культурного образца;
  • Организационно — педагогическая деятельность: созидание и использование эко огорода как педагогического средства.

Реализация дизайн — проекта состояла из трѐх этапов.

На первом — диагностическом — этапе было проведено анкетирование педагогов с целью выявления затруднений и определения состояния работы по трудовому воспитанию. Результаты анализа полученные при рассмотрении анкет показали, что применяемые педагогами методы, как и формы образовательной деятельности по развитию трудолюбия у дошкольников, не отличались разнообразием. Также выяснилось, что воспитатели хотели бы повысить уровень компетентности по трудовому воспитанию. В качестве примера в приложении 1 представлена анкета для педагогов «Организация работы с детьми на огороде».

Диагностика, проведѐнная с детьми на этом этапе, выявила средний уровень формирования трудовых навыков у воспитанников МБДОУ. Результаты анкетирования родителей показали, что родители заинтересованы в трудовом воспитании своих детей. В качестве примера в приложении 2 представлена анкета для родителей «Трудолюбив ли ваш ребѐнок?».

Второй – организационный — этап реализации дизайн — проекта предполагал повышение профессиональной компетентности воспитателей в области трудового воспитания. Для этого была предложена система методической работы с педагогами.

Третьим – практическим – этапом стала непосредственная работа по созданию эко огорода, которая предусматривала составление плана огорода, завоз удобрений, вспашку участков, распределение грядок по группам, оформление грядок и работу на них.

Каждой группе отведены свои грядки на огороде. Участок каждой группы оформлен творчески педагогами: бросовым материалом, берѐзовым плетнѐм, декоративными фигурками, сказочными персонажами.

С целью обеспечения динамичного сотрудничества педагогов МБДОУ, воспитанников и их родителей, и подготовки рассады для эко огорода был организован смотр-конкурс «Огород на окне» (приложение 3).

На четвѐртом – рефлексивном — этапе были обобщены материалы опыта педагогов и создан альбом «Есть у нас огород»

В качестве примера в приложении 4 представлен план мероприятий по реализации дизайн — проекта « Эко огород «У бабушки Лукерьи».

Разработанный дизайн-проект позволил достичь определѐнных результатов: разработаны методические материалы по трудовому воспитанию, альбом «Есть у нас огород», фотовыставки. Дизайн-проект не оставил никого равнодушным — он объединил профессиональные и личностные интересы педагогов МБДОУ, родителей и детей. Мы рады нашим результатам.


Leave a comment

Ваш e-mail не будет опубликован.