Home » СТРАНИЧКА ЛОГОПЕДА

Социологический опрос

Открытый социально — образовательный портал

Календарь

Январь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  

 

 

jto9f35sL4SicRC

irooo

i

riac

www.omsk.edu.ru

579

 

logo

Рубрики

СТРАНИЧКА ЛОГОПЕДА

Дошкольники, имеющие отклонения в речевом развитии,  должны получать  логопедическую  помощь. От своевременного  начала  обучения  и воспитания  этих  детей во  многом  зависит  успех  дальнейшей  работы. Чем  раньше начинаем  работать с  ними, тем  более  полной  оказывается компенсация  дефекта   и  готовность  к усвоению  школьной программы.

Логопедическая помощь

laksiq10Логопед – это квалифицированный специалист, занимающийся выявлением нарушений звукопроизношения в речи и их исправлением.
Родители не всегда могут услышать все дефекты в речи своего ребенка. Логопед помогает родителям понять, как правильно формировать речь детей, разъясняет и показывает им, в чем состоит логопедическая работа,  объясняет необходимость выполнения домашнего задания, закрепления достигнутого на занятиях дома.

Многие родители думают, что речь ребенка исправится сама собой, с возрастом, но это не так, чем старше становится ребенок, тем сложнее исправить недостатки в речи. Не надо надеяться, что все недостатки исправятся сами собой. Вы несете ответственность за судьбу своего ребенка, не бойтесь лишний раз обратиться к специалисту! Своевременно оказанная помощь сэкономит ваши нервы и поможет вашему ребенку почувствовать себя более уверенным.

У людей с нарушениями речи часто формируются комплексы неполноценности. Комплекс неполноценности иногда является также подсознательной причиной дефектов речи.  Поэтому,  при первых признаках нарушений  в речи вашего ребенка, необходимо незамедлительно обратиться к квалифицированному специалисту – логопеду.  Логопед не только «поставит» звуки и введет их в речь, но и будет заниматься  развитием у ребенка внимания, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения), памяти, мышления, обогащением словарного запаса, развитием общей и мелкой моторики. Красивая  правильная речь позволяет ребёнку почувствовать себя счастливым и достигнуть больших успехов  в обществе.

Развитие речи у детей

Речь формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием, и  происходит ряд качественно различных ступеней развития.                                                                                                                                                          девочка с книжкамиК 2 годам словарь насчитывает примерно 300 слов. Фразы становятся все более длинными и сложными, а произношение слов улучшается. Все дети начинают говорить в разное время: одни к этому возрасту могут довольно связно выражать свои мысли, другие только начинают произносить короткие фразы. Волноваться еще рано, но если к 3 годам ребенок не начал говорить,  то необходимо обратиться к специалисту за консультацией. Довольно часто родители утешают себя тем, что ребенку просто не хочется говорить и обращаются за помощью, когда упущено много времени.

Обычно к 4 — 5 годам все возрастные неправильности речи исчезают, но во многом это зависит от правильности речи взрослых. Поэтому малыша надо с детства приучать к красивой, правильной, чистой речи. Старайтесь побольше читать ребенку сказок, а затем разберите их вместе с ним, останавливаясь на хороших героях и отрицательных, выясните, почему они такие, попросите ребенка рассказать сказку папе, бабушке или дедушке. Если к вам пришли знакомые с детьми, устройте детский концерт: пусть малыши рассказывают стихи, сказки или, выдуманные ими самими, истории. Главное при этом, что они приобретают опыт пересказа, учатся правильно формулировать мысли и логике мышления. Однако подбирать тексты для ребенка надо осторожно: они должны точно соответствовать возрасту, произносительным возможностям ребенка. Старайтесь следить  за своей речью при общении с малышом: она должна быть четкой, неторопливой, правильной.

Родители должны всегда помнить, что, чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, его поведение и возможности познания мира, следовательно, его личность будет наиболее гармонично развита.
Самое незначительное расстройство речи может отразиться на деятельности и поведении ребенка. В школе такого ребенка могут дразнить, что очень  тяжело отразится на его психике. Дети, плохо говорящие, довольно быстро начинают понимать свой недостаток. Они становятся более замкнутыми, нерешительными, снижается успеваемость. При этом необходимо учитывать, что плохая речь может сильно отразиться на грамотности, так как письменная речь формируется на основе устной.

Формирование правильного произношения у детей

Формирование правильного произношения у детей — это сложный процесс, ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной.

В результате такой работы к 4 — 5 годам ребенок должен овладеть четким произношением всех звуков речи. но у многих детей этот процесс задерживается. Ребенку 5 лет, а он не произносит отдельные звуки([л].[р]), группу звуков ([с],[ з], [Ц]) или несколько групп звуков: шипящие заменяются свистящими( «коска» вместо «кошка» , » зук»  вместо » жук», «сяска» вместо «чашка», » сетка» вместо «щетка»); звук  [л] произносится как[ в] («вошка» вместо «ложка»), звук [р] — картаво («гхука» вместо «рука»).

Нередко у детей страдают и гласные звуки, они произносят их нечетко, как бы затушевывая их звучание. Между тем, правильное звучание гласных звуков очень важно, поскольку гласные звуки служат основой для развития навыка звукового, звуко — слогового, звуко — буквенного анализа., что подготавливает ребенка к обучению грамоте. К тому же систематические упражнения с гласными звуками выполняют роль речевой гимнастики, способствующей выработке координированных движений органов речи: развитию речевого дыхания, голоса и  дикции.

Дефекты речи сами собой не исчезают.  Необходима помощь  логопеда. При благоприятных условиях обучения и коррекции возможно исправление всех дефектов звукопроизношения, развитие лексико — грамматической стороны речи, словаря и фонематического слуха!

 Значение пальчиковой гимнастики для развития речи детей

Нарушение речевого и двигательного развития – наиболее распространенные отклонения в формировании у ребенка высшей психической деятельности. Раннее выявление и коррекция различных нарушений в развитии речи и двигательных навыков малыша с первых месяцев жизни позволяют не только скорректировать уже имеющиеся отклонения, но и предупредить появление дальнейших, достичь более высокого уровня развития ребенка. Грамотно организованная ранняя коррекция способна предупредить появление вторичных отклонений. Двигательная и речевая функция ребенка, так же как и другие высшие психические функции, не дана ему изначально, она преодолевает длительный путь, начиная с внутриутробного периода. Этот путь индивидуален и неравномерен. В определенный период все процессы синхронизируются, чтобы создать в совокупности целостный ансамбль речевой деятельности, способный адекватно реагировать на те требования, которые предъявляет ребенку социальное окружение. Очень важно, чтобы родители знали нормы двигательного и речевого развития ребенка, отслеживали этапы становления различных навыков. Вовремя принятые необходимые меры могут вернуть ребенку полноценное развитие. Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка.

Рука имеет большое представительство в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка. Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры.

Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь.

Целью занятий по развитию ловкости и точности движений пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга возникают образы предметов и явлений, а в левом они вербализуются, т. е. находят словесное выражение. А происходит этот процесс благодаря “мостику” между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, считают ученые, тем быстрее и чаще бегут по нему нервные импульсы, активнее мыслительный процесс, точнее внимание, выше развитие способностей.

Забавные картинки

По листу картона равномерно распределить пластилин и показать ребенку и показать ребенку, как с помощью горошин выкладывать рисунки.

Разноцветные прищепки

Суть игры состоит в том, чтобы научить ребенка самостоятельно прикреплять прищепки  ( лучики к солнцу, иголки к ежику, травку к земле).

Развитию мелкой моторики способствуют:

  • Лепка
  • Рисование
  • Конструирование
  • Аппликация
  • Собирание пазлов
  • Собирание  мозайки

Развитие пальчиковой моторики положительно сказывается на становлении речи, необходимой при письме, рисовании, любой игровой и бытовой деятельности. Тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного коре головного мозга стимулируют подвижность органов артикуляции, делая речь ребенка более четкой и правильной. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок для развития у ребенка познавательной и творческой активности. Регулярное повторение двигательных упражнений для пальцев способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.

Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольника

Зачем нужна пальчиковая гимнастика? Что развивает пальчиковая гимнастика?

По мнению исследователей, развитие артикуляции у детей напрямую связано с формированием движения article860пальцев, и если у ребенка развита мелкая моторика, то и с развитием речи проблем не будет.

Таким образом, при регулярном выполнении пальчиковой гимнастики формируется мелкая моторика и развивается артикуляция. Помимо упомянутых плюсов, данный вид занятий еще и помогает разнообразить досуг малыша, поскольку все упражнения можно выполнять в занимательной игровой форме.

Также данный вид занятий способствует развитию мыслительных процессов, поскольку повышает работоспособность коры головного мозга и является необходимой составляющей подготовки ребенка к школе.

Этот метод занятий пользуется огромной популярностью в Японии, там пальчиковой гимнастикой занимаются с малышами в возрасте от двух месяцев. Данный вид занятий рекомендуется проводить каждый день, и занятие должно длиться не менее пяти минут.

На первых этапах упражнения могут вызвать у малыша затруднения. В этом нет ничего страшного, поскольку дети данной возрастной группы еще не могут быстро схватывать всего того, что им показывает и говорит взрослый, поэтому при трудностях следует снизить темп занятий и запастись терпением.

По мере усвоения материала темп занятий и количество упражнений рекомендуется постепенно прибавлять.

Помимо предложенного в данной главе комплекса упражнений, на развитие мелкой моторики положительно влияют рисование, лепка, аппликация и самомассаж.

Пальчиковая гимнастика (комплекс упражнений)

1. Взрослый предлагает малышу сначала одновременно сжать пальцы обеих рук в кулак, а затем разжать, после этого пальцы следует разжимать по очереди (вытягивая руки вверх, потом вперед и в стороны).

2. Взрослый предлагает малышу сначала одновременно выгнуть вперед и прогнуть вниз кисти рук, после чего выполнить это поочередно каждой рукой.

3. Взрослый предлагает малышу упражнение «Волшебный замочек» — сомкнуть пальцы в замке, а ладони с силой прижать одну к другой и начать повороты и наклоны кистей вправо-влево, затем пальцы следует разжать, но не расцеплять замка.

4. Взрослый предлагает малышу плотно сомкнуть ладони и надавливать одна на другую, преодолевая сопротивление. Упражнение следует начинать в сочетании с выполнением наклонов корпуса вперед-назад, вправо-влево. При этом руки остаются перед грудью. После чего наклоны вперед сопровождаются разведение кистей в стороны, запястья не размыкаются.

5. Взрослый предлагает малышу выполнить приветствие пальчиков на левой и правой руках. Ребенок поочередно выполняет касание подушечек пальцев правой и левой руки (большой с большим, указательный с указательным и т. д.). Затем касания усиливаются надавливанием подушечек пальцев.

6. Взрослый предлагает малышу выполнить имитацию игры на фортепиано.

7. Взрослый предлагает малышу поиграть в игру «Ребро — ладонь — кулак». Взрослый произносит команду, например: «Ребро», ребенок показывает ребро ладони. В процессе игры команды неожиданно меняются, что позволяет не только формировать мелкую моторику, но и развивать внимательность.

Самомассаж для ребёнка (комплекс упражнений)

1. Взрослый предлагает малышу выполнить надавливание сжатыми четырьмя пальцами одной руки в центр ладони другой руки, а потом на основание большого пальца, после чего руки меняются.

2. Взрослый предлагает малышу выполнить растирание ладоней касательными движениями вверх-вниз.

3. Взрослый предлагает малышу выполнить катание по ладони шестигранного карандаша, постепенно увеличивая надавливание на поверхность карандаша.

4. Взрослый предлагает малышу выполнить поочередное растирание каждого пальца правой и левой руки сначала вдоль, а потом поперек.

5. Взрослый предлагает малышу выполнить вращение незаточенного карандаша вправо-влево, после чего перейти к легким нажатиям на разные точки ладони.

6. Взрослый предлагает малышу положить между ладонями грецкий орех и выполнить его катание по поверхности ладоней (по кругу). Затем задание усложняется, и ребенку предлагается катать уже два ореха.

getImage (1)Важную роль в формировании звукопроизношения играет четкая, точная, координированная работа артикуляционных органов, способность их к быстрому и плавному переключению с одного движения на другое, а также к удержанию заданной артикуляционной позы.

Поэтому первостепенное значение имеют устранение нарушений в работе артикуляционного аппарата, подготовка его к постановке звуков.

Выработка правильных, полноценных артикуляционных движений, объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады различных фонем достигаются двумя путями:

  1. Постановкой, затем тщательной отработкой отсутствующих или нарушенных артикуляционных движений. Это длительная, кропотливая, сложная работа, требующая определенного профессионализма, и выполняется она логопедом с каждым ребенком индивидуально.
  2. Систематической артикуляционной гимнастикой, представляющей собой комплекс правильно выполняемых детьми, отработанных с логопедом артикуляционных упражнений. Основным назначением артикуляционной гимнастики является развитие, укрепление и совершенствование артикуляционной моторики.
Выполняется артикуляционная гимнастика как индивидуально, так и коллективно со всей группой или небольшими подгруппами.

Указания к проведению артикуляционной гимнастики

1. Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 3-5 минут несколько раз в день:

  • в детском саду с логопедом во время индивидуальных занятий в сентябре-октябре;
  • в детском саду с воспитателем и самостоятельно под руководством дежурного ребенка;6Go1HCoLLfA
  • с родителями дома.

2. Выполняется артикуляционная гимнастика стоя или сидя перед зеркалом с обязательным соблюдением правильной осанки.

3. Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений.

4. Вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.

5. Комплекс артикуляционной гимнастики неуклонно усложняется и расширяется за счет вновь отобранных с логопедом упражнений.

6. Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики параллельно с увеличением темпа движений.

7. Возможно и желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет, под музыку, с хлопками и т. д.

Примерный комплекс упражнений для артикуляционной гимнастики

Упражнения для челюстей

1. Широко раскрыть рот и подержать его открытым 10-15 сек.

2. Жевательные движения в медленном темпе с сомкнутыми губами.80123_html_mfc0c112

3. То же в быстром темпе.

4. Легкое постукивание зубами — губы разомкнуты.

5. Повторяется первое упражнение.

Упражнения для губ

6. «Улыбка» — растягивание разомкнутых губ, зубы при этом сомкнуты, хорошо видны и верхние, и нижние резцы.

7. То же с сомкнутыми губами и зубами.

8. «Трубочка» («Хоботок») — вытягивание губ вперед (зубы сомкнуты).

9. Попеременное выполнение «Улыбки» и «Трубочки».

10. Вращательные движения губами.

11. Отставление нижней губы от зубов и десен.

12. Втягивание нижней губы внутрь рта.

Упражнения для языка

(выполняются с широко раскрытым ртом и при неподвижной нижней челюсти):

13. «Болтушка» — движения языком вперед-назад.

14. «Часики» — движения языком вправо-влево.

15. «Качели» — движения языком вверх-вниз.

а) к верхней — нижней губе;

б) к верхним — нижним зубам;61a485af87b3fef3a6d5c6f4ce0983af-web1

в) к верхним — нижним альвеолам.

16. Круговые движения языком:

а) по губам;

б) по зубам в преддверии рта;

в) за зубами.

17. «Лошадки» — щелкание языком.

18. «Лопатка» — широкий, расслабленный язык высунуть, положить на нижнюю губу, подержать 10-15 сек. (при напряжении похлопать по языку шпателем или пошлепать губами).

19. «Иголочка» — узкий напряженный язык высунуть далеко вперед и удерживать 10-15 сек. (для сокращения языка дотронуться до кончика шпателем).

20. Попеременное выполнение «Лопатки» и «Иголочки».

21. «Желобок» («Трубочка») — высунуть широкий язык, боковые края языка загнуть вверх.

22. «Чашечка» («Ковшик») — широкий язык поднят кверху:

а) к верхней губе;

б) к верхним зубам;

в) к верхним альвеолам.

23. «Грибок» — язык широкий, плоский, присасывается к твердому небу, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, кончик языка — к верхним альвеолам.

Если ваш ребенок заикается

Разумеется, не каждый ребенок после чтения на ночь сказок о Драконе, Бабе Яге или просмотра фильма о Фредди Крюгере станет заикаться, но впечатлительный – возможно. Нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях речевого аппарата – симптомы заикания. Появляются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Заикание чаще всего возникает у детей в возрасте от 2 до 5 лет. Чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не пропустить первые признаки заикания:

  • Ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить (это может длиться от 2 часов до суток, после чего ребенок вновь начинает говорить, но уже заикаясь. Если успеть обратиться к специалисту до момента возникновения заикания, его можно предотвратить);
  • Употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и);
  • Повторение первых слогов или целых слов в начале фразы;
  • Вынужденные остановки в середине слова, фразы;
  • Затруднения перед началом речи.

Поводы к возникновению заикания могут быть различными. Иногда оно появляется после ряда инфекционных заболеваний, когда организм ослаблен. Часто заикание возникает после испуга или при длительной психической невротизации – постоянном несправедливом, грубом отношении к ребенку окружающих его людей. К заиканию может привести внезапное изменение жизненных условий (обстановки в семье, режиме). Нередки случаи заикания у детей с рано развившейся речью, родители которых читают им слишком много стихов, сказок, обращаются с постоянными просьбами: «расскажи», «повтори», часто заставляют говорить напоказ. Иногда у детей, поздно начавших говорить (в возрасте около 3 лет), одновременно с бурным развитием речи возникает заикание. А некоторые малыши начинают заикаться после того, как их в принудительном порядке переучивают из левшей в правшей.

Знание этих причин должно помочь родителям вовремя заметить тревожные признаки и своевременно обратиться к специалистам: логопеду, невропатологу. Поскольку заикание легче предупредить, чем устранить.

Ввиду того, что у заикающихся детей ослаблена нервная система, для них требуются индивидуальный подход, спокойная обстановка в семье, правильный общий и речевой режим.

Советы логопеда

  • Не читайте детям много книг, не соответствующих их возрасту. Вредно чтение на ночь страшных сказок, так как это может вызвать у ребенка чувство постоянного страха: он боится увидеть Бабу Ягу, лешего, черта и т.п.
  • Не разрешайте часто и долго смотреть телевизионные передачи. Это переутомляет ребенка. Особенно отрицательно действуют передачи, не соответствующие его возрасту и просмотренные перед сном.
  • Нельзя чрезмерно баловать детей, исполнять любые их прихоти, так как в этом случае психической травмой для ребенка может послужить даже незначительное противоречие ему, например, отказ в чем – то желаемом.
  • Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно плохо освещенном. В виде наказания можно заставить его спокойно посидеть на стуле, лишить участия в любимой игре и т.п.
  • Не фиксируйте внимание ребенка на его недостатке и следите, чтобы его не дразнили другие дети.
  • Говорить с таким ребенком надо четко, плавно (не отрывая одно слово от другого), не торопясь. Полезно на выходе произносить: Мы спокойны всегда! Говорим всегда красиво, смело и неторопливо! Ясно, четко говорим, потому что не спешим!
  • Следует сблизить такого ребенка с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы, подражая им, он учился говорить выразительно и плавно. Нельзя вовлекать заикающихся детей в игры, которые возбуждают и требуют от участников индивидуальных речевых выступлений. Вместе с тем, им полезно участвовать в коллективных играх, требующих хоровых ответов.
    Если ребенок не может начать говорить или начал, но плохо, запинаясь, нужно помочь ему произнести слово (фразу), не дав возможности говорить с запинками. На празднике надо предоставить ребенку возможность спеть песню вместе с другими детьми, чтобы не лишать радости выступить, не подчеркивать его недостаток, а, наоборот, вселять уверенность в свои силы.
  • Для заикающегося ребенка полезны занятия пением, музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Заикающийся ребенок все время должен находиться под наблюдением логопеда и невропатолога.


Leave a comment

Ваш e-mail не будет опубликован.